Самообразование – это целенаправленная многогранная и разноплановая деятельность педагога по расширению и углублению своей профессиональной компетентности. Данная деятельность включает в себя такие формы работы, как изучение нормативных правовых документов, научно-методической литературы, эффективного педагогического опыта, посещение различных методических мероприятий, анализ своей деятельности и ее результатов, повышение квалификации в учреждениях образования для взрослых. Педагог выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Тема самообразования должна быть нацелена на конкретный результат, качественно новый уровень, а выбранная тематика при этом должна быть актуальной и органично вливаться в педагогический процесс всего учреждения дошкольного образования в целом.
14 июня в нашем детском саду прошёл педчас на тему «Самообразование педагогов МБДОУ № 98». Педагоги нашего дошкольного учреждения представили вниманию коллег отчёты по своим темам самообразования, над которыми работали в течение всего учебного года. Тематика. Представленных отчётов разнообразна:
— «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» — воспитатель ясельной группы Лысова Л.А.
— «Пальчиковая гимнастика – как средство развития детей раннего возраста» — воспитатель первой младшей группы Веселова А.А.
— «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» — воспитатель второй младшей группы Васильева А.А.
— «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» — воспитатель второй младшей группы Чиркова Д.А.
— «Развитие аналитического восприятия у детей младшего дошкольного возраста (цвет, форма, величина)» — воспитатель средней группы Скворцова Е.Н.
— «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» — воспитатель старшей группы Сметанина М.Ю.
— «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста» — воспитатель подготовительной группы Кудрина И.В.
Каждый воспитатель рассказал об актуальности выбранной темы. Большой интерес вызвал практический этап работы над темами, где педагоги рассказали и показали коллегам составленные картотеки игр и упражнений, разработанные схемы, модели, алгоритмы конспектов занятий для воспитанников, консультации, рекомендации, памятки для педагогических работников и родителей (законных представителей); календарно- тематические планы, подбор методов, приемов для развития обучающихся, проекты, методические продукты, опросники, анкеты, фотоальбомы по проблеме, собственные методические пособия, дидактические игры, атрибуты.
Работа над темами по самообразованию даёт возможность педагогам развивать способности к проектированию собственной профессиональной деятельности в контексте тенденций развития системы дошкольного образования и социального заказа родительской общественности.