муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?

 

К счастью, не все дети тяжело переживают новый в своей жизни этап – начало посещения

дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются в детском саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из семей, в которых ребенок является полноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них и не образцом для педагогических экспериментов.

Если ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок уже не будет так расстраиваться из-за ухода родителей.

Следует проанализировать, так ли переживает малыш, если в сад его приводит не мама, а папа

или другой член семьи. Нужно спросить у воспитателя, как долго после ухода мамы ребенок плачет. Если сразу же, как только оказывается в группе, ребенок перестает плакать, то маме можно спокойно отправляться на работу, поскольку слезы были для мамы, а малыш чувствует себя совсем неплохо.

Если воспитатель сообщает, что ребенок плачет еще долго после ухода родителей, нужно узнать, какие занятия и какие игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с другими детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить

малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него предмет: игрушку, книжку, предмет, принадлежащий маме.

Прощаясь утром с ребенком, родителям следует вести себя спокойно и уверенно. В противном

случае ребенок может уловить беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше. Нельзя позволять ребенку манипулировать родителями и из-за слез и капризов оставлять его дома, а не вести в сад.

Зная, что малыш трудно переживает каждое утро разлуку с близкими, родителям можно

накануне вечером придумать и отрепетировать несколько вариантов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. Это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Даже если родители устали после работы, раздражены, им нужно не показывать это ребенку.

Как бы он не был мал, он обязательно «прочитает» это состояние. Малышу необходимо чувствовать, что момент встречи с ним для родителей праздник. Пусть родители похвалят ребенка, поцелуют, сходят после сада с ним в парк или на игровую площадку.

А.И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать,

попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устроить небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого следует похвалить ребенка за проведенный день в саду при всех участниках этого праздника.

Все это поможет ребенку понять, что его любят, ждут его прихода из детского сада, гордятся

им. Скорее всего подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время утреннего расставания с родителями.

 

Итак:

  • Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства и растерянности.
  • Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад.
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
  • Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.
  • После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте ему

возможность подвигаться, поиграть, побегать.

  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

Основные правила для родителей воспитанников детского сада.

 

* Старайтесь уделить значительное количество времени подготовке ребенка к поступлению в детский сад: оттачивайте необходимые навык и самообслуживания, безопасности жизнедеятельности, построения коммуникации, работы по инструкции. Обратите внимание на психологический аспект подготовки: рассказывайте малышу поучительные истории, помогающие получить опыт в разрешении конфликтов, налаживании коммуникации, проявлении инициативы.

 

* Особое внимание уделите первому опыту посещения ре­бенком детского сада. Обеспечьте малышу закрепление позитивной психологической установки: в детском саду мне хорошо. Проговаривайте те положительные эмоции, которые ребенок испытает в детском саду (их наверняка будет достаточно). Подготовка к поступлению в детский сад должна занимать, по меньшей мере, девять месяцев, чтобы у ребенка было меньше психологических потрясений. Опыт, приобретаемый ребенком в новом для себя месте, должен нарастать плавно, постепенно.

 

* Ориентируйтесь на индивидуальные потребности ребенка: если для первого посещения группы пары часов ему оказалось достаточно, значит, первое время ограничьтесь этим временем пребывания в коллективе. Но не начинайте адаптацию, ограничиваясь только временем прогулки, она наименее информативна для ребенка.

 

* Позаботьтесь о психологическом комфорте своего ребенка. Его и так не слишком много в жизни современного человека. В группе родителю необходимо находиться рядом с малышом, чтобы помочь сориентироваться в новой обстановке и обеспечить чувство безопасности. Начинать новый период в жизни с психотравмирующей ситуации ребенку ни к чему. Чтобы не травмировать ребенка и не портить ему впечатление от новой атмосферы, следует покидать группу только с согласия малыша. В противном случае страх потери мамы еще долго будет препятствовать в установлении контакта с воспитателем и сверстниками, проявлении своих способностей.

 

* Постарайтесь познакомить ребенка со всеми режимными моментами, индивидуально разъясняя и показывая, каким образом можно удовлетворить потребности в личной гигиене, играх, где можно переодеться,

 

* Если стало холодно или необходимо следовать на прогулку, когда нужно мыть руки, посещать туалетную комнату (после прогулки, занятий физкультуры, перед едой, приходя и покидая группу). Когда малыш немного освоится, передайте «бразды правления» воспитателю, переадресовывая ребенка к нему по всем относящимся к его ведению вопросам.

 

* Постарайтесь сплотить коллектив группы и дать малышу проявить с вои способности в коллективе в наиболее благоприятной для него обстановке игры, проводимой под вашим руководством.

 

* Когда малыш начнет посещать группу, проводя в ней целый   день, родителям очень важно оставаться в курсе жизни ребенка. Регулярно общайтесь с воспитателями, педагогами музыкальных и физкультурных занятий, выясняя успехи ребенка, программу развития, которые они предлагают. Повторяйте упражнения дома: пойте песни, выполняйте разминку и т.д. Кроме того, не забывайте посещать утренники, на которых малыш выступает, чтобы продемонстрировать результаты своего труда (ваша оценка по-прежнему очень важна).

 

* Узнавайте меню малыша в группе, учитывайте его при питании дома. Следите, чтобы он питался полноценно, получая достаточное количество витаминов и белка. Также следует быть в курсе аппетита ребенка, который он демонстрирует в группе. Дети должны много пить. При этом у них должна быть возможность удовлетворить жажду самостоятельно.

 

* Тщательно выбирайте ту одежду, которую ребенку придется носить в ДОУ. Верхняя одежда должна быть немаркой, простой, удобной для самостоятельного застегивания ребенком, переодевания. Без особых усилий со стороны маленького владельца она должна защищать тело от переохлаждения в области шеи, головы, поясницы. Поэтому куртки должны быть длинными, с воротниками-стойками,  шапки — с завязками, штаны — с подтяжками;  заколки — мягкими, тканевыми. Одежда в группе должна способствовать тому, чтобы ребенок мог без труда с ней справиться при переодевании. Юбки должны быть широкими, короткими, шорты — без тугих поясов и резинок, свободного покроя, босоножки — закрытые спереди и сзади (для упора), с удобной застежкой и супинатором. Вся одежда должна быть максимально функциональной: без излишних украшений (которые легко отрываются), хрупких кружевных вставок, марких белоснежных элементов. Для занятий физкультурой необходимо иметь в шкафчике форму, а на музыкальные занятия девочкам лучше облачаться в платьица. Кроме того, на случай ЧП в шкафчике каждого ребенка должны быть запасные носочки, колготки, шортики, майка, и никаких конфет!

 

* На родительском собрании всегда выясняйте успеваемость ребенка, расспрашивайте воспитателей о его основных проблемах, интересах. Хотя бы раз в неделю проводите домашнее родительское собрание, выясняя те же самые вопросы у ребенка. Сравнивайте полученную информацию. Если малыш не хочет говорить о детском саде, это тревожный признак, помогите ребенку раскрепоститься и все-таки поделиться своими переживаниями. Вы можете предложить ребенку рассказать сказку про детский сад, используя знакомых ему героев. Например, про Машеньку, которая стала ходить в садик. Проанализируйте текст, сочиненный вашим малышом. Возможно, те события, которые будут приписаны сказочной Маше, происходят в жизни самого ребенка.

 

* Перед посещением детского сада правильно психологически настраивайте ребенка. Объясняйте, что у каждого человека свои задачи, некоторые из них мы выполняем с удовольствием, другие — по необходимости, что­бы обеспечить свою безопасность, например. Но все мы ответственны за то, чтобы выполнить поставленные перед нами цели и задачи. Малыши должны вырасти, стать взрослыми, чтобы заниматься любимым делом, ходить, как мама и папа, на работу, иметь в будущем своих детей. Для этого им нужно много учиться и сохранять свое здоровье. В детском саду у ребенка такая же работа, как у мамы и папы. Она помогает ребенку выполнять свои особенные задачи: общаться, играть, учиться новому, выполняя определенные упражнения. Все это приносит настоящее удовольствие, если относиться к этому с любовью, точно так же, как мама и папа относятся к своему делу, своей работе.

 

* Используйте сказку, чтобы подготовить его к тому, что ожидает его в стенах детского учреждения. Рассказывайте поучительные истории, веселые стишки, организуйте игры для отработки необходимых навыков. Благоприятный психологический климат, родительская поддержка и правильная информированность ребенка о своих задачах создадут все условия для того, чтобы поступление в детский сад для малыша стало радостным, долгожданным событием.

 

Советы родителям, дети которых переживают кризисный период.

 

Родители должны понимать :

 

«Кризис -3-х лет» — это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

 

  • В этот период малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому, если видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он смог насладиться ею.

 

  • Ребенок не просто не соглашается с взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок добивается своего — не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.

 

  • Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.

 

  • Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша, намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

 

  • Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

 

  • Чтобы кризис прошел благополучно, самое главное – любить ребенка такого, каков он есть.

 

Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:  

 

  • Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей

проявления его самостоятельности.

 

  • Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми

путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься

чувство ответственности.

 

  • Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления,

потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время

не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем –

это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения

исподтишка.

 

Семья для ребенка – первое «Мы».

 

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых понятием «группа», либо «коллектив».

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности, это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Поэтому, задача родителей создать максимум условий, в которых ребенку жилось комфортно, и он мог развиваться. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, здравого смысла, ответственности, чувства юмора, такта, любви, мудрости, сознательности и всевозможных знаний. В то же время воспитание детей может принести самые радостные и благодарные переживания в жизни, когда чувствуешь себя наставником нового, единственного в своем роде человека. Какой родитель не испытывает истинного счастья, когда ребенок говорит с сияющими глазами: «Мама, папа — вы замечательные!»

Образцовых родителей не бывает! Главное, чтобы вы старались совершенствовать свое родительское мастерство. Обучая своего ребенка, каждый родитель должен четко понимать, чему его надо научить, продумать ту модель воспитания, которую он выбрал, заинтересовать другого родителя своей моделью воспитания и создать условия для такого общения, при котором можно воспитывать ребенка.

Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми. Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.

Семья есть для ребенка первое «Мы», возникшее из любви, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действия. Семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а от его прочности зависит духовное здоровье человека.

Семья – первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Поэтому, в ваших руках создать все возможное для развития ребенка, чтобы ощущение «Мы» не покидало его на протяжении всей жизни.

Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.
Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. – М.: Педагогика-пресс, 1992.

 

 

 

 

 

 

Шпаргалка для родителей.

Уважаемые родители!
Дошкольное детство – неоценимый период развития человека. Именно в этом возрасте благодаря тесному взаимодействию семьи, образовательного учреждения и медицинских работников закладываются основы здорового образа жизни. Успешность адаптации к новым условиям, воспитания, развития и обучения дошкольников во многом зависит от состояния их психофизического здоровья. Охрана, укрепление и сохранение здоровья ребенка являются основными задачами работы нашего коллектива. В настоящее время эти проблемы очень актуальны и связаны с состоянием здоровья современных детей. Материалы этого раздела своего рода «скорая помощь» в разрешении многих загадочных вопросов в речевом, психическом и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.

 

 

  • Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь
  • Рекомендации родителям по развитию речи ребенка третьего года жизни
  • Занимаемся с ребенком дома. Практикум для родителей
  • Учите детей читать правильно!
  • Артикуляционно-мимическая гимнастика
  • Голосовая гимнастика

 

Если Ваш ребёнок дерётся.

С такой проблемой чаще сталкиваются родители, воспитывающие мальчиков.
В большей степени такие проявления у мальчиков объясняются целым комплексом
причин – мужские гормоны, общественные модели поведения, более агрессивные игры.
Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением»
от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление
агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

В настоящее время дети постоянно видят модели такого поведения на улице,
в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры. Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий. Поэтому необходимо научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно – уметь защитить себя, где нужно – воздержаться от проявления агрессии.

 

Как предотвратить проблему.

Ограничьте время просмотра агрессивных мультфильмов, боевиков и сериалов,
если не можете их исключить полностью. Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не ограничивайте двигательную активность ребенка, то есть не запрещайте бегать, кататься на велосипеде и роликах, лыжах, санках и коньках и пр. Сделайте дома подобие боксерской груши или используйте обыкновенную подушку.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, спокойно и тихо скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только на ковре». Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п. Отец может показать некоторые приемы «безопасной» борьбы и немного поиграть с ребенком.

Если малыш 3-4 лет отбирает игрушки и вещи у других, уведите его от детей и обеспечьте ему совместную игровую деятельность. Если ребенок более старшего возраста поступает таким образом- действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что  может случиться дальше?».Помогите  ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Я горжусь тобой. Наверное, сейчас и ты гордишься собой». В подготовке «шпаргалки» использованы материалы Свирской Л.В.

Если ребёнок упрямится.

Упрямство довольно распространенная проблема дошкольного детства.
Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребенка.
Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком
регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы, активности и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «серьезные меры». Что значит «упрямиться»?
Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как

отзывается ребенок на их просьбы и предложения.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если все дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные
требования к послушанию ребенка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы. Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Старайтесь избавиться от командного тона и назиданий. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Старайтесь избавиться от командного тона и назиданий. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось», — характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место»; «Я любуюсь твоими игрушками – там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

Попробуйте разобраться, чего не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для него и
вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически
отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить это принятием душа? Следует также
спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.

Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой
раз найдет, как применить свою власть над вами.

В подготовке «шпаргалки» использованы материалы Свирской Л.В.

 

Что важно знать в период адаптации…

Чтобы все были довольны,   или первые шаги к детскому саду

— Ура! Наш ребенок пошел в детский сад, – радуются родители, гордясь, что ребенок стал уже «большим». Однако довольно часто родителей ждет разочарование. Малыш не разделяет радости родителей, отказывается ходить в детский сад, начинает часто и подолгу болеть, а иногда рассказывает очень «странные» истории о воспитателях и сверстниках, об организации режима дня и питании. Чем больше Вы задаете вопросов ребенку, тем больше
возникает недоумения.

 

Что же делать в данной ситуации? Почему ожидания не оправдались?

 

Давайте, вместе с Вами попробуем разобраться в возникающих проблемах.

Первое, в любом возрасте на изменение привычных условий жизнедеятельности у человека возникают определенные реакции организма как на биологическом, так и на психологическом уровнях. В науке приспособление организма к новым или изменяющимся условиям жизнедеятельности называется адаптацией. Во многих семьях желание родителей отдать ребенка в детский сад не совпадает с желаниями ребенка. Следовательно, чтобы добиться своей цели родители должны постараться подготовить своего малыша к детскому саду.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что в данной ситуации возраст ребенка не имеет особого значения. Сначала, на подготовительном этапе, обратите внимание малыша на детский сад, передайте свое положительное отношение к этому учреждению, расскажите, что детям в детском саду интересно, весело. Дети много играют друг с другом, узнают много нового о растениях,
животных, помогают взрослым ухаживать за комнатными растениями.
Понаблюдайте вместе с ребенком за прогулкой детей в детском саду. Затем, сходите вместе с ребенком на день открытых дверей в детском саду — это позволит познакомить малыша с территорией детского сада, с групповыми комнатами. Обратите внимание на оформление помещений детского сада. Познакомив ребенка с детским садиком, Вы избавите его от страха неизведанного, снимете излишнюю тревожность.

Дома постепенно настраивайте ребенка на детский сад, каждый раз подчеркивая все новые и новые положительные стороны. Не допускайте в присутствии ребенка отрицательных высказываний о детском садике или сомнений по поводу организации и содержания деятельности педагогического коллектива. Ваша тревога и недоверие могут быть «присвоены» малышом.

Вот и пришел долгожданный день – надо вести ребенка в детский сад. А еще лучше
идти вместе с ним. По согласованию с воспитателями, Вы имеете право на первых порах
быть вместе с ребенком непродолжительный период времени. Не старайтесь оставить
малыша в детском саду сразу на целый день!
 Это может привести к плачевным
результатам – полному отказу от посещения детского сада. Включайте своего ребенка
в новую жизнь постепенно, не торопитесь! Вы вместе с педагогами группы увидите,
когда ребенок уже готов полностью погрузиться в новую для него жизнь.

Второе, малыш спокойно пошел в детский сад, но через неделю заболел. Потом снова начал ходить в детский сад и снова заболел. При этом, сначала мы склонны думать, что ребенок заражается от кого-то в группе, затем, «грешим» на воспитателей. Но жизнь становится невыносимой: ребенок чаще болеет и детский сад остается в прошлом. Периоды болезни с лихвой перекрывают периоды посещения детского сада. Вы знаете, что хронические болезни и пороки развития отсутствуют,
а ситуация ухудшается – то отравление, то простуда, то кашель и пр. Многие специалисты говорят «Ваш ребенок не детсадовский». Всегда ли стоит мириться с таким заключением или все же стоит побороться с возникшей проблемой? На наш взгляд, побороться. Если в детский сад могут ходить не все дети, то в школу ребенок должен пойти и в определенный момент времени.
Зачем откладывать решение данной проблемы.

Чаще всего такие частые проявления болезни у ребенка, который попал в новые условия
жизнедеятельности можно отнести к психосоматическим проявлениям. То есть психические переживания, связанные с новым коллективом, с отсутствием мамы и пр., которые ребенок не может выразить словами, отражаются на состоянии здоровья малыша. Этот механизм возникновения порочного круга болезней, в очередной раз доказывает необходимость постепенного введения ребенка в новую группы, с обязательным присутствием близкого человека рядом.

Третье, сопротивление малыша посещению детского сада может выражаться в
неправдоподобных историях о детях, воспитателях и пр. Несомненно, если у Вас
появились вопросы, лучше в спокойной, миролюбивой форме задать их педагогам
группы, обратиться за консультацией к педагогу-психологу. Но, если все же в рассказах
ребенка просматривается богатое воображение, то чаще всего это свидетельствует о его
нежелании ходить в детский сад. Такое поведение встречается не так часто, но оно
требует особого внимания к подрастающему поколению.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс приспособления к новым условиям
зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка ,от грамотной организации педагогами взаимодействия с ребенком,а также от Вашего настроя, терпения и внимания к проблемам ребенка, дорогие родители!

 

Памятка для родителей:  воспитываем детей раннего возраста.

 

Ранний возраст – особый период в развитии малыша. Он самостоятельно стал осваивать
окружающий мир, так как научился ходить. Несомненно, он уже требует значительно
больше внимания от окружающих его взрослых.
Малышу интересно все вокруг, высокая познавательная активность в сочетании
с возможностью самостоятельного передвижения лежат в основе его исследовательской
деятельности – открывание шкафов, изучение маминой косметики, папиных рабочих
инструментов, бытовой техники, розеток и пр. Конечно, большой интерес вызывают и
игрушки, но не только внешний вид является предметом познания, но и внутреннее
содержание. Поэтому так часто дорогие игрушки, которые покупаются родителями с
дальнейшей перспективой, оказываются сломанными, а книжки изрисованными и
разорванными.

В этот возрастной период ребенок нуждается в тесном взаимодействии со взрослыми,
именно специально организованная совместная деятельность малыша и взрослого не только
поможет избежать неприятностей, доставит удовольствие партнерам, но и станет основой для
возникновения качественных изменений в психическом развитии ребенка. Такие изменения
психологи называют новообразованиями возраста.

В период от 1 года до 3 лет деятельность ребенка с предметами является основной,
именно в рамках взаимодействия в этой деятельности со взрослым ребенок наиболее
эффективно овладевает речью. Он учится не только понимать речь окружающих, но и
самостоятельно обращаться к партнеру по деятельности.

К 3 годам, благодаря активному взаимодействию ребенка с окружающим миром, речь
становится средством полноценного общения малыша со взрослым. Встает вопрос -может  ли ребенок самостоятельно овладеть речью, без участия взрослого? Конечно, нет.
Овладение речью происходит по подражанию речи взрослого. В связи с этим речь взрослого
должна быть правильной, четкой, доступной для понимания малыша, но не упрощенная по
слоговому и звуковому составу (ляля, бибика, бай-бай, ням-ням).

В рамках предметной деятельности ребенка происходит развитие восприятия, определяемое
тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными
эталонами (цвет, форма, величина, звук и пр.), сравнение предметов с ними.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной
сферы ребенка. Его эмоции еще только дифференцируются, но уже отражают отношение к
предметам и людям. Взрослый может воздействовать на формирование эмоционального
отношения к окружающему миру путем личного примера – восхищение природой, доброе
отношение к близким, огорчение из-за плохого поступка.

В общении с малышом предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, без
резкого повышения голоса. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая
самооценка ребенка в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые.
Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка
стараний малыша может привести к неуверенности в себе и снижению желания
осуществлять любую деятельность.

Нервная система малыша еще незрелая, что при воздействии неблагоприятных внешних и
внутренних факторов может привести к различным отклонениям в психическом развитии.
Ребенок быстро утомляется, пресыщается, занимаясь одной и той же деятельностью, поэтому
важно чередовать различные виды деятельности в течение одного дня (предметная, конструктивная,
изобразительная деятельность, слушание сказок, рассматривание иллюстраций,
подвижные игры, прогулки и отдых).

Особое внимание следует уделять режиму дня ребенка. Если родители в последующем
планируют ребенка отдать в детский сад, то домашний режим должен максимально
соответствовать режиму дня в детском саду, это будет способствовать нормальной
адаптации малыша в условиях образовательного учреждения.

 

Двигательная активность детей как фактор оздоровления.

 

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность —
важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья
человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению
к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие
соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.

Дети различаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные,
другие – спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно
лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя,
свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы
перемещения в пространственно-временной среде. У малышей значительно выше
показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями
(прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т.д.), быстро приспосабливаются
к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах
игр и упражнений. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств, происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают «мышечную радость». Ограничение самостоятельной двигательной активности детей как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т.д.)

В пятилетнем возрасте наиболее заметна разница в показателях двигательной активности
во время самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, что обусловлено разным
содержанием их игр. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой и т.д.).

Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые: «Семья», «Больница», и т.д.) Наиболее важной особенностью двигательной  активности детей является ее зависимость от времени года. Отмечается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний.

Можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течении дня:

  • утренний (с 8 до 9 часов)
  • дневной (с 10.30 до 12 часов)
  • вечерний (с 16.30 до 19 часов).

Скорее всего, это обусловлено не столько биологическими факторами,
сколько режимом дня детского сада. Изменения происходят и в зависимости от дня недели,
двигательная активность увеличивается от вторника к четвергу и резко падает к пятнице,
что можно объяснить общим утомлением детей.

Физическое воспитание направлено на улучшение состояния здоровья, физического развития,
расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д.

Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего – не менее 60 %. Около 50% всего периода бодрствования 4-7 летнего ребенка занимает двигательная активность. Из них 70%-на организованные формы физического воспитания. Ежедневно, начиная с двух летнего возраста, проводится утренняя гимнастика (5-10 минут).

 

 

С детьми 2-3 лет 2 раза в неделю проводятся занятия физической культурой продолжительностью не менее 10 минут; в 3-4 года проводятся 2-3 занятия по 15-20 минут. Начиная с 4-х летнего возраста, целесообразно проводить 4 занятия в неделю продолжительностью 20-30 минут, в подготовительной – 30-35 минут. Из них 1-3 занятия (в зависимости от времени года и климата) должны проводиться на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Включение в программу 2 дополнительных занятий позволяет максимально удовлетворить
потребность в активных движениях, улучшить показатели физического развития, состояния
здоровья, повысить умственную работоспособность и эмоциональный тонус.
Это особенно важно для старшей и подготовительных групп, где наиболее
ощутима гиподинамия (большая продолжительность занятий, требующих умственной нагрузки).
Дети должны получать на занятиях физкультуры соответствующую нагрузку
(без признаков переутомления), иначе физкультурные занятия не будут оказывать
тренирующего воздействия на организм.

Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям,
первостепенное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки
в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Эффективная
физическая тренировка, соответствующая возможностям детей по объему нагрузки,
способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма.

Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10-15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается.

Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-х летнем возрасте.
Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц,
прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. Внимание детей неустойчиво,
они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений. Дети лучше бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В возрасте 5-6 лет интенсивно формируется выносливость, что создает условия для увеличения количества повторений, длины проходимой и пробегаемой дистанции, которая составляет 300-500м. Бег становится легким, ритмичным, исчезают боковые раскачивания. Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся особенно подвижными, любят играть.

 

 

10 заповедей родительства.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать

не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, он может

отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон

благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь,

то и взойдет.

  1. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам,

как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый

закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь,

то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам,
и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя.  А может и больше. Потому что   у

него   еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и

не делаешь.
8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие

делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Специалисты (А.Л.Сиротюк, Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-

Робертс, Л.С. Чутко и др.) приводят следующие рекомендации:

 

  1. Уважайте ребёнка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  2. Изо дня в день время приёма пищи, прогулки, самостоятельной игровой деятельности, сна должно соответствовать этому распорядку. Эффективный способ напоминания для детей – применение специальных листовок-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. На этих листах размещаются соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребёнок должен сделать определённую пометку.
  3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. В определённый отрезок времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  7. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнёром.
  8. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т.п.)
  9. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Давайте ребёнку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  11. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  12. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.

13 Научите ребёнка устраивать тихие перерывы.

  1. Заранее договаривайтесь с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. Желательно, чтобы об истечении времени ребёнку сообщал не взрослый, а заведённый заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
  2. Выработайте вместе с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  3. Выработайте и расположите в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома. Просите ребёнка вслух проговаривать эти правила.
  4. Постарайтесь создать для ребёнка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона, радио был слегка приглушённым, старайтесь не разговаривать друг с другом или с ребёнком на повышенных тонах.
  5. Постоянно общайтесь с ребёнком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему своё внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.
  6. Зная своего ребёнка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребёнка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.
  7. Будьте последовательны в своём воспитании. Если вы что-то запретили ребёнку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребёнка о чём-то, добейтесь , чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться равнодушными к ребёнку. Следите чётко за выполнением ваших требований.
  8. Инструкции, которые мы даём ребёнку, должны быть понятными для него и очень короткими

(желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребёнок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребёнком, спросите, готов ли он слушать, и после этого говорите, подчёркивая голосом ключевые слова.

  1. В минуты, когда ребёнок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» – Уверенным голосом повторите своё обращение к нему 3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребёнок выполнит вашу просьбу, обязательно похвалите его и просто скажите спасибо.
  2. Научите ребёнка способам совладания с гневом, ведь ребёнок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
  3. Иногда гиперактивный ребёнок перевозбудившись не может сам остановиться. Помогите ему, наприпер, если ему это приятно, вместо нотаций и замечаний, подойдите и крепко обнимите его. Иногда, в такие минуты можно почувствовать как ребёнок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребёнку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.
  4. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребёнка. О том, что он должен делать в поездке ил в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит ваши просьбы, он получит небольшую награду.
  5. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлёпают ребёнка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребёнка. Кроме того, скорее всего, ребёнок очень скоро переймёт вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
  6. Используйте систему своеобразной 2скорой помощи» при общении с гиперактивным ребёнком:
  • предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
  • задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действия ребёнка);
  • не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
  • сфотографировать ребёнка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения;
  • не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);